Вторник, 21 мая
Рига +24°
Таллинн +16°
Вильнюс +24°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Председатель комиссии Сейма по нацбезопасности: двойное гражданство с Россией и не приведенная в порядок граница — это реальная угроза для безопасности нашей страны

© F64

Почему двойное гражданство с Российской Федерацией является угрозой безопасности для нашей страны? Почему такое двойное гражданство возможно? Почему в последние месяцы активизировались попытки России и Беларуси проверять прочность именно государственной границы Латвии? Как предполагает решать проблемы двойного гражданства и безопасности границы правительство, которое формируют «Новое Единство», Союз зеленых и крестьян и «Прогрессивные»? Об этих вопросах Neatkarīgā беседует с председателем комиссии Сейма по национальной безопасности и секретарем комиссии Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества Янисом Домбравой (Национальное объединение).

Средства массовой информации сообщают, что российский миллионер Петр Авен по-прежнему является гражданином России, Латвии и Люксембурга. Какой является позиция нашей страны по вопросу двойного гражданства с Россией, особенно учитывая, что сейчас Россия существенно упростила процедуру предоставления российского гражданства?

Советую ознакомиться с архивными документами Сейма, касающимися последних изменений закона о гражданстве. Во время третьего чтения вдруг волшебным образом появляется поправка, в которой между строк была спрятана возможность получения двойного гражданства с Россией. Это произошло в то время, когда решалась именно ситуация с Авеном. В тот момент, когда депутаты голосовали за поправки, это было трудно понять и заметить. Пункт, на основании которого Авену предоставили двойное гражданство, очень неясен. Интересно, чья это была инициатива — внести этот загадочный пункт в закон и таким образом решить для Авена вопрос гражданства.

Сегодня мы находимся там, где находимся. Есть проблема. Как ее решить? Вы — председатель комиссии Сейма по национальной безопасности и секретарь комиссии Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества.

Первый вариант — открыть закон о гражданстве и закрыть эту дыру для получения двойного гражданства с Россией. Но есть нюансы. Поскольку гражданство было предоставлено и его будут лишать, начнутся судебные разбирательства. Следует предусмотреть и то, что некоторые люди с двойным гражданством в этой ситуации откажутся от российского гражданства, сохранив латвийское.

Следующий нюанс: не знаю, разумно ли открывать закон о гражданстве при этом новом правительстве, которое сформировано. Как только закон открывается, это предполагает возможность вносить туда что угодно, в том числе, например, нулевое гражданство — когда все неграждане за какой-то период становятся гражданами Латвии, и другие чудеса. Поэтому надо семь раз отмерить, прежде чем открывать закон о гражданстве.

Желание правильно решить один вопрос может привести к проблемам в других сферах. Если вопрос именно об Авене, то я с большим нетерпением ожидаю, когда Бюро по защите Сатверсме выступит с окончательным заключением о законности получения Авеном гражданства и о том, нет ли в этом рисков для национальной безопасности страны. Кстати, министерство юстиции в числе прочего является и тем органом, который с помощью различных специальных законов может регулировать проблемные сферы.

Пока мы здесь беседуем, круг двойных граждан России и Латвии становится все больше. Не исключена возможность того, что бывший депутат Европарламента, симпатизирующий Владимиру Путину Андрей Мамыкин, уже стал двойным гражданином.

Да. Это еще один нюанс, который является достаточно сложным. С одной стороны, все общество знает, что у Авена — два гражданства, но обязательно имеются и такие граждане Латвии и неграждане Латвии, которые в какой-то момент получили российское гражданство. Сколько их, никто точно не может сказать. Они получали российские пенсии и не уведомляли об этом латвийские учреждения.

Что мы можем делать в этой ситуации? Просто беспомощно разводить руками или все-таки принимать конкретные решения?

Если бы было хорошее сотрудничество с соседней страной, то такие случаи можно было бы вылавливать.

Но должен быть межгосударственный договор, который сейчас, в условиях войны, невозможен.

Конечно, единственное, что остается — надеяться на случайные ситуации, которые позволят констатировать, что человек имеет два гражданства и что статус гражданина Латвии или негражданина он не имел права сохранить.

Не стоит ли посвятить этим вопросам специальное заседание комиссии по национальной безопасности и вынести этот вопрос на обсуждение и в Совете национальной безопасности? Ведь двойное гражданство с Россией не является чем-то хорошим для безопасности нашей страны?

Конечно, ничего хорошего в этом нет. Один из способов выявить и идентифицировать этих людей — через различные проводящиеся с Россией расчеты. Поэтому я и подчеркивал, что наша страна не должна оказывать особую поддержку лицам, получающим от России социальные выплаты. Мы должны получить точную информацию о доходах таких лиц. Например, у лица в Латвии нет доходов или они очень маленькие, и это лицо подало заявку на статус малообеспеченного, но в то же время это лицо получает социальные пособия из России на другие счета.

Способны ли наши секретные службы проверять такие финансовые потоки?

Это даже не вопрос секретных служб. Этот вопрос должно решать министерство благосостояния, но минблаг эту проблему все время игнорировал. Министерство благосостояния отвечает за социальный бюджет Латвии. Очевидно, что социальные выплаты зачастую совершенно бесполезно разбазариваются. В ходе изучения потока социальных пособий мы в отдельных случаях получили бы возможность идентифицировать, что лицо имеет более тесную связь с Российской Федерацией. Но если денежные потоки идут не через латвийские коммерческие банки, а через иностранные, то проверить это практически невозможно.

По неофициальной информации, в течение последних месяцев со стороны России и Беларуси особенно активизировалось зондирование прочности границы Латвии с помощью мигрантов. Создание инфраструктуры Восточной границы обещают закончить лишь к 2031 году. Какие меры мы принимаем для решения этого важного для нашей безопасности вопроса?

Если мы говорим об остановке мигрантов, то Латвия усилила надзор за границей, привлекая большие ресурсы Национальных вооруженных сил. Прошедшие недавно военные учения также были связаны с тем, чтобы показать присутствие вооруженных сил на охране восточной границы. Соседние страны оказали нам поддержку, также как и мы оказываем им поддержку в подобных ситуациях. Ситуация сложная, но тем не менее стабильная. Надо продолжать закрывать дыры на границе, которые там долгое время существовали. Надо продолжать строить и забор, и пограничную полосу. Необходимо позаботиться о рекрутировании пограничников.

Почему Россия и Беларусь сейчас наиболее активно тестируют именно границу Латвии? У них есть какие-то более далеко идущие цели?

Причин несколько. Беларусь время от времени тестировала границы как Латвии и Литвы, так и Польши. Второй нюанс состоит в том, что мигранты общаются между собой, и у них есть и сторонники в Европе. До них дошла информация о том, что Латвия может быть самым легким путем в Европу. Многие страны Западной Европы слабо охраняют свои границы, и ответ Польши и стран Балтии на вызовы является примером для всей Европы, как не допустить массовой иммиграции.

Сейчас Государственная пограничная охрана находится под политическим контролем «Нового Единства», министерство обороны — под контролем «Прогрессивных». Вопрос о судьбе вашего поста — председателя комиссии по национальной безопасности. Если эта должность попадет к «Прогрессивным», весьма вероятен значительно более благоприятный режим как по отношению к мигрантам, так и по отношению к двойному гражданству с Россией?

Да. Такой риск есть. Общий курс правительства может измениться — мы не будем пытаться сдерживать мигрантов, а наоборот, их могут приглашать к нам. Такой риск сохраняется. Конечно.

Что в политических кулуарах говорят о судьбе председателя комиссии по национальной безопасности?

Это надо спрашивать у других избранных в Сейм партий. Я продолжаю выполнять свою работу. Запланированы заседания комиссии. На заседаниях рассматриваются поправки к различным законам. На прошлой неделе мы в Сейме приняли поправки, позволяющие более точно идентифицировать принадлежащую иностранцам недвижимость в Латвии, чтобы предотвратить нарушение санкций. Во время осенней сессии парламента надо решить и вопрос о Доме Москвы. Пока я возглавляю комиссию, буду полноценно выполнять свою работу.