Пятница, 10 мая
Рига +9°
Таллинн +7°
Вильнюс +9°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Фактор Айварса Лембергса, или борьба злого колдуна с хорошими гномами

© F64

В формировании нового правительства важным дополнительным элементом (который невидим, но хорошо ощущается в окружающем весь этот процесс эфире) является фактор бывшего мэра Вентспилса Айварса Лембергса. Одни стараются игнорировать невидимое присутствие Лембергса, другие, в свою очередь, стараются его особо подчеркнуть.

Общую атмосферу хорошо иллюстрирует запись сотрудника Института Гете Кристса Шукевичса в Twitter: «Речь идет вот о чем — то, что Лембергс лично не сидит и не будет сидеть за столом переговоров/решений, не делает его влияние несуществующим. До сих пор не понял кокетство «Нового Единства» и «Прогрессивных» с Союзом зеленых и крестьян».

Один из величайших политиков всех времен, которого ставят в один ряд с такими грандами, как Махатма Ганди, Джон Фицджеральд Кеннеди и Уэйн Гретцки, нынешний спикер Сейма Эдвардс Смилтенс после встречи с президентом Латвии Эдгарсом Ринкевичсом выразил опасения: если Союз зеленых и крестьян будет в правительстве, то восстановится влияние Лембергса.

«Если «Новое Единство», в том числе, может быть, и господин президент, оценив всю доступную информацию и все риски, скажет, что в этом никаких рисков нет, то об этом можно будет говорить», — пояснил Смилтенс, как бы давая понять, что всю ответственность за восстановление влияния Лембергса должно взять на себя «Новое Единство» и президент.

В программе Латвийского телевидения Rīta Panorāmā бывший премьер, нынешний министр внутренних дел Марис Кучинскис вторит Смилтенсу: «Но мы очень хорошо знаем, кто такой Айварс Лембергс. Мы спрашиваем у «Нового Единства» — как вы сможете обеспечить защиту от того, что уже было в рамках нашего опыта, — что делается один звонок, проходит одна ночь и меняются все установки. Для того, чтобы мы дальше могли говорить об участии Союза зеленых и крестьян, мы спрашиваем — как мы уйдем от этих вопросов, которые корректирует один человек». Обратите внимание, что ни одним словом не упоминается, что именно такое ужасное произойдет, если Лембергс окажет какое-то влияние на происходящие процессы. Что именно Лембергс планирует испортить в «правой» коалиции Смилтенса, Кучинскиса, Силини, Ашераденса, Бришкенса? О каких конкретных «рисках» говорит Смилтенс?

Просто предполагается, что Лембергс — это злой колдун, цель которого — что-то испортить, сделать людям зло, как он более 30 лет делает это с бедными жителями Вентспилса, которым все это время приходится мучаться под властью этого злодея. Чтобы все предположения о том зле, которое априори несет Лембергс, не были совершенно пустыми словами, упоминаются три обстоятельства.

Первое: Лембергс абсолютно официально осужден судом первой инстанции за тяжкие, коррупционные деяния. Преступнику не место рядом со столом правительства. Даже дистанционно и опосредованно. Никак. Точка.

Второе: та позиция, которая ранее была у Лембергса по поводу поведения солдат США в Вентспилсе, — это лишь внешние проявления его внутренней, органической неприязни к США и НАТО. Высказывания Лембергса сразу после широкомасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года являются самым прямым свидетельством этой неприязни и фактической «любви» к путинской России.

Третье: Лембергс включен в список лиц, находящихся под санкциями США, поэтому его «зло» обсуждению не подлежит. Наш главный стратегический союзник без оснований ни к кому санкции не применяет. Вердикт авторитетов такого уровня имеет силу закона.

Чтобы не возникло недоразумений, хочу подчеркнуть, что я не собираюсь защищать самого Лембергса как личность или даже как политическую фигуру. Его деятельность будет рассматриваться в суде следующих инстанций, и мы не будем обсуждать юридические вопросы. Пусть это делает суд. В свою очередь его политическое будущее определят избиратели. И в Вентспилсе, и в Латвии в целом.

Дело в другом. В чрезмерной мифологизации политического процесса. Если крайне важные для государства и общества вопросы рассматриваются не по сути, а переносятся в плоскость мифологии и рассматриваются через призму сказочных образов, где действуют злые колдуны и хорошие гномы, то такой примитивизм не способствует развитию государства.

Тот же Кучинскис был премьером в течение двух лет. Премьером именно от Союза зеленых и крестьян. Если все так, как он сейчас рассказывает, то у него обязательно должны быть убедительные примеры того, как Кучинскис как глава правительства хотел принять какое-то благоприятное для страны решение, а злой Лембергс позвонил и в угрожающем тоне потребовал изменить это решение — в ущерб государству. Где эти примеры? Почему Кучинскис их замалчивает? Хотя бы один конкретный, наглядный пример был бы уничтожающим для Лембергса. Однако такие примеры не обнародованы.

Но, может быть, было как раз наоборот? Лембергс звонил и предлагал отменить те решения правительства, которые не способствовали развитию государства. Например, до конца не продуманную налоговую реформу, которую теперь снова надо пересматривать. Но это Кучинскис не хочет упоминать, поскольку в этом случае следовало бы признать, что именно из-за его собственной неумелости результаты выборов в Сейм в 2018 году оказались такими плохими для Союза зеленых и крестьян.

То, что влиянием Лембергса пугают — не новость. У этого — давняя история, но до сих пор так и не удалось точно выяснить, в чем же, собственно, заключается зло от этого влияния? Нет абсолютно никакой корреляции с учетом того, что когда влияние Лембергса было невелико (например, когда он сидел в тюрьме, а Союз зеленых и крестьян — в глубокой оппозиции), то государство должно было бы развиваться быстрее и успешнее, чем тогда, когда его влияние было большим. Уже много лет говорится о Лембергсе как о безусловном злодее, а его конкретные деяния не называются.

Даже в сообщениях о его уголовном деле чаще всего называются статьи и перечисляют абстрактные упреки в коррупционных деяниях, а не конкретные действия. В такое-то время в таком-то месте такому-то был передан/получен чемодан с долларами, взамен было получено то и то. Но ни о чем подобным слышать не приходилось. О том, что Лембергс — мошенник и вор, слышали, кажется, все жители Латвии, но что он конкретно сделал, когда, где, у кого и сколько он украл или кого он обманул, не скажут даже его профессиональные ненавистники.

Хорошо, можно согласиться с тем, что сейчас, в условиях войны надо очень осторожно относиться к политику, отношение которого к США и НАТО не является слишком позитивным. Но в последнее время позиция Лембергса и по этим вопросам сильно изменилась.

Обычно для обоснования «пропутинской» позиции Лембергса используются его отдельные высказывания, сделанные буквально в первые дни после выхода из тюрьмы, что произошло одновременно с началом войны. В условиях отсутствия полной и всесторонней информации Лембергс наговорил разные глупости, как и надеялись те, кто выпустил его из тюрьмы.

Теперь, спустя полтора года со стороны Лембергса больше не слышно каких-либо пропутинских, проимперских или антилатышских высказываний. Также не слышно, чтобы Лембергс или Союз зеленых и крестьян призывали сократить расходы на оборону, скажем, в пользу социальной сферы, как это регулярно приходится слышать от некоторых других партий. Даже депутат от конкурирующей партии — Национального объединения, председатель комиссии Сейма по Национальной безопасности Янис Домброва признает, что со стороны Союза зеленых и крестьян не было попыток заблокировать какое-либо укрепляющее безопасность решение.

Еще раз повторяю. Цель этой статьи — не «отмыть» Лембергса и не поддержать Союз зеленых и крестьян. Я и сам отношусь к Союзу зеленых и крестьян очень сдержанно. Их кокетство с «Прогрессивными» в вопросах социальной инженерии для меня неприемлемо. Поэтому позиция Национального объединения — не идти в одно правительство с «Прогрессивными», мне ближе, чем блокирование Союза зеленых и крестьян с этой не укрепляющей Латвийское государство силой.

Цель данной статьи — повысить качество политических дискуссий. Призвать говорить о деле и говорить аргументированно, а не использовать манипулятивные методы, повторяя определенные сигнальные слова, которые вызывают у реципиентов соответствующие рефлексы.

Такая манипулятивная политика — даже если она проводится с благими намерениями — всегда губительна в долгосрочной перспективе, поскольку те, кто вчера были добрыми и пушистыми, оказавшись в коридорах власти, зачастую очень быстро становятся злыми и ядовитыми. При этом иногда в течение долгого времени сохраняя внешний облик хороших, милых гномов. Этих волков в овечьих шкурах можно легко распознать именно по их манипулятивным методам. Их надо разоблачить и изгнать из руководства страной. Чем быстрее, тем лучше.