Воскресенье, 19 мая
Рига +18°
Таллинн +14°
Вильнюс +16°
kontekst.lv
arrow_right_alt Общество

500 евро за дворняжку, или Как заводчики хотят вернуть собак, изъятых у них из-за плохого содержания

© Владислав Андреев, kontekst.lv

Спасение животных уже обернулись непомерными расходами для приютов, в которые их эвакуировали.

Изъятие Продовольственно-ветеринарной службой Латвии (PVD) более 100 собак из питомника Lieldeviņzare стало большой финансовой нагрузкой для приюта Ķepu-ķepā.

«К нам поступило 48 собак от их заводчицы. И поскольку в Государственном агентстве по обеспечению (которое после изъятия собак является их номинальным держателем) нет средств на содержание и стерилизацию животных, в итоге нам пришлось отложить на неопределенный срок запланированные работы по реконструкции в приюте», — сообщили kontekst.lv в приюте Общества защиты животных Ķepu-ķepā.

К хозяйству, которое имело официальный статус питомника, зоозащитники присматривались уже давно. «Изъятие животных было произведено по нашей инициативе», — не скрывает Гундега Бидере, зоозащитница и глава Ķepu-ķepā.

Гундега Бидере (справа) на пикете зоозащитников у Сейма Латвии, 14 марта 2024 года / Владислав Андреев, kontekst.lv

Впервые «собачья ферма» под Бауской попала в поле зрения общественности и медиа в июле 2023 года. Официально Lieldeviņzare оформлено в Регистре предприятий Латвии как крестьянское хозяйство, но если до последнего времени среди официальной деятельности хозяйства указывалось «выращивание домашнего скота смешанного вида», к настоящему времени указан вид деятельности «сельское хозяйство» и «торговля».

На эту «собачью ферму» из-за поступившей жалобы представители муниципальной полиции и зоозащитники приезжали еще в 2003 году. Тогда владелица крестьянского хозяйства зоозащитников внутрь не впустила.

facebook.com/kepa.lv

Одновременно защитники животных начали собирать информацию об условиях жизни собак. «Более 100 собак. Хозяйка там даже не жила. Была наездами. Собаки жили вместе большими группами, в вольерах, клетках. Такое количество собак невозможно толком проконтролировать. Во время изъятия представители PVD утверждали, что собакам не угрожает опасность. Но к нам попала, например, собака с обгрызанными ушами, другая - с откусанным языком. То есть там были драки. Были ли и трупы? Наверняка. Только нам их не показали», — уверена Гундега Бидере.

В ноябре зоозащитникам через подосланного покупателя удалось купить в данном «питомнике» щенка корги. Гундега Бидере рассказала:

Щенок несоциализированный, боязливый, с обвисшими ушами. Мы показали его породным экспертам. Вывод был однозначным: метис корги. То есть покупателю под видом породистого щенка за 500 евро вручили обыкновенную дворняжку.

Одновременно зоозащитники собирали сведения о щенках, купленных в этом хозяйстве. Выяснилось, что щенки боятся людей, не приживаются дома, убегают из дома, боятся громких звуков. Что неудивительно, они в Lieldeviņzare не видели людей, отмечают специалисты.

Еще в 2023 году в Центре сельских данных (Lauku Datu Centrs) Lieldeviņzare фигурировал как питомник с правом выдавать родословные. В 2024 году этого права у хозяйки уже не было. Но покупатели якобы породистых щенков все равно продолжали получать родословные.

Владелица Ķepu-Ķepā так оценила размах этого бизнеса на примере только одного такого «питомника»:

Собаки там рожали далеко не один раз в году. И если принять во внимание стоимость продажи одного щенка в 500 евро, средний оборот средств такой фермы составлял до 300 тысяч евро в год.

Исследуя социальные сети на предмет оценки бизнеса подобного рода ферм, kontekst.lv встретился в группах, объединяющих владельцев собак, с утверждениями о том, что на международных рынках стоимость таких щенков в разы больше. И подобный бизнес по продаже породистых щенков на экспорт никак не контролируется в Латвии. Поскольку до сих пор многие владельцы подобного рода собачьих ферм настаивают, что это не бизнес, а хобби. Соответственно, доходы от хобби не должны облагаться налогом как другой экспортный бизнес.

В начале марта в PVD и в полицию поступили сообщения о том, что в хозяйстве выдают родословные на щенков, несмотря на запрет, который был наложен еще во второй половине 2023 года. В итоге 19 марта сотрудники Продовольственно-ветеринарной службы изъяли из хозяйства более 100 собак и разместили их по латвийским приютам. В сообщении об изъятии говорится о том, что 105 собак, в том числе, 6 беременных, были конфискованы в связи с многолетними нарушениями требований к благополучию животных и не устранением владельцем хозяйства нарушений.

«Когда мы получили собак, которые, как утверждала хозяйка, хорошо питались и здоровью которых не угрожала опасность - собак рвало сырой куриной кожей, у них была диарея, выходило чистое зерно. Похоже, что их кормили комбикормом», - рассказала Гундега Бидере.

Кроме того, как выяснилось при осмотре ветеринара, беременных собак оказалось больше указанного количества. То есть, в так называемом питомнике не велся контроль за размножением животных.

«Стерилизация каждого вновь принятого животного обойдется нам в 150-200 евро, в зависимости от состояния здоровья животного. Мы не можем передавать животное новым владельцам не стерилизованным. Однако денег на это нам никто не дал. Дополнительные собаки это еще и дополнительные расходы на проверку здоровья, социализацию, просто на питание», - сетуют в приюте Ķepu-ķepā. В государственном Агентстве по обеспечению [структура министерства иностранных дел], которое в настоящее время является официальным держателем изъятых животных, сослались на отсутствие средств.

Приют был вынужден обращаться к жителям с просьбой о пожертвованиях и менять планы своего существования:

«В итоге нам пришлось отказаться от планов по реконструкции приюта, по строительству новых вольеров в этом году. Все дополнительные средства ушли на новых гостей. Но для нас важнее вопрос человечности».

Как уже сообщал kontekst.lv, в PVD считают, что изъятие собак само по себе достаточное наказание для владелицы Lieldeviņzare, поэтому хозяйка может продолжать бизнес по разведению собак и дальше. Однако сама хозяйка настаивает, что собак у нее забрали незаконно и с помощью адвоката готовится оспорить решение надзорных организаций, вернуть собак или потребовать возмещение ущерба.