Вторник, 21 мая
Рига +18°
Таллинн +13°
Вильнюс +18°
kontekst.lv
arrow_right_alt Общество

Апокалипсис, который полюбили туристы: Как живет самый депрессивный регион Эстонии

дом в поселке Вийвиконна © Дмитрий Федоткин для Rus.nra.lv

Жизнь в Эстонии — это не только высокие технологии и бурный экономический рост, но и нищета и безработица. В этом убедилась корреспондент Rus.nra.lv, посетив самый депрессивный регион страны.

Судьбу северо-восточного уезда Ида-Вирумаа бурно обсуждали во время прошедших в марте парламентских выборов, политики обещали этому месту колоссальную поддержку. Но сбудутся ли их слова — большой вопрос.

Ида-Вирумаа, как считается, раньше кормил страну. Но не в сельскохозяйственном плане. Здесь были сосредоточены основные промышленные комплексы республики, многие из которых закрылись еще в начале 2000-х годов, спровоцировав массовый отток жителей в другие регионы.

До сих пор на северо-востоке Эстонии добывают сланец, работают электростанция, химическое производство, металлургическое предприятие. Новые крупные компании здесь давно не открывались, но рядом с Нарвой уже начинается строительство завода магнитов. Идет прием на работу первых специалистов. Впрочем, многих сотрудников не надеются найти в Эстонии, их пригласят из Германии, Англии и других стран. Планируется, что со временем предприятие обеспечит работой до тысячи жителей региона.

Вийвиконна: жизнь без отопления, аптеки, магазинов и школы

Если от курортного Нарва-Йыэсуу, расположенного на границе с Россией, ехать 30 минут на машине вглубь региона, то можно доехать до поселков Сиргала и Вийвиконна. Они считаются заброшенными. Как перестали работать шахты, так поселки потихоньку и умерли. От трех тысяч жителей в прежние времена в них осталось 30-40 человек. Сначала миграция была не такой тотальной, но лет пять назад отключили паровое отопление, и после этого свои квартиры бросили те, кто продолжал на что-то надеяться.

У частного сектора своя жизнь, а двухэтажные дома хоть и стоят, но большая часть из них находится в аварийном состоянии. В каждом из них живет в лучшем случае по 2-3 человека. При этом на въезде в Вийвиконна стоит современная спортивная и игровая площадка. За ней как будто заканчивается один мир и начинается другой развалины и заросли. Весной здесь даже не лужи, почти пруды можно запросто провалиться в воду по колено. Хорошая асфальтовая дорога проходит мимо поселка, а в нем асфальт давно потрескался, местами покрылся мхом, как в лесу.

Ольга, женщина лет пятидесяти, стоит во дворе полуразрушенного дома рядом с самодельным загоном. Внутри загона обгладывают палки и мекают несколько коз недавно в их семействе случилось прибавление. Ольга просит не фотографировать ни ее, ни животных, которых подарил ей сын. Почему нельзя снимать? Когда приезжают журналисты или блогеры, интервью дает она и еще пара бабушек, они уже и так известны на всю страну. «А это плохо, спокойно говорит Ольга, так вот напишут про нас, а потом приезжают и гоняются тут за привидениями. Привидениями!» Тут Ольга уже возмущается: «Ну, вы чего, издеваетесь? Раньше это был процветающий поселок, какие привидения? А приезжают бьют окна, шумят. Полиция на вызовы уже и не реагирует, приходится самим выгонять». Действительно, на заколоченных окнах можно прочитать по-русски: «Стой, убьет». На деревьях есть таблички по-эстонски и по-русски: «Частная территория». Но они не останавливают любителей экзотики и заброшек.

дом в поселке Вийвиконна / Дмитрий Федоткин для Rus.nra.lv

От бывших школ, аптеки, книжного и овощного магазинов, больницы и столовой остались развалины и воспоминания. «Это же шахтерский поселок, он снабжался отлично, вздыхает Ольга. Сюда откуда только не приезжали, у нас же такие хорошие магазины работали». А сейчас за продуктами надо ехать в соседний город Силламяэ на рейсовом автобусе. Или ждать, что родственники привезут.

Получить здесь квартиру когда-то было нелегко. Ольга 13 лет подрабатывала дворником, чтобы ей дали собственное жилье. Она здесь родилась, здесь же родила и своих детей. Они живут не в Вийвиконна, но часто приезжают. Ольга ценит местную природу, например, за грибами ходит в тапочках. Сокрушается, что вырубили любимую тополиную аллею. Она ни за что не уедет, а если снесут дома и предложат жилье в другом поселке или городе, уйдет в свой дачный домик. Он непригоден для жилья, но лучше уж там, чем уезжать, считает Ольга.

заброшенное здание школы в поселке Вийвиконна / Дмитрий Федоткин для Rus.nra.lv

И с ней согласны другие оставшиеся, например, 83-летняя Светлана, живущая в Вийвиконна с 1967 года. Она вышла из своей квартиры на втором этаже дома, который не выглядит жилым, в теплой кофте и шали. Ее не смущает, что зимой по старинке приходится топить печку, нет рядом больницы и магазина. Электричество же есть, Интернет проведен. И все, что они просят, не трогать их.

Сиргала: ожидание сноса и единственный местный житель

Правительство Эстонии этой весной выделило деньги, чтобы самоуправления Ида-Вирумаа могли снести пустующие многоквартирные дома, и в июле местные власти собираются подать ходатайство на получение этих средств. Но на все здания финансирования не хватит: дома-призраки есть не только в этих двух поселках, но и в Нарве и Кохтла-Ярве. После получения субсидий от части домов в постапокалиптическом духе все же избавятся. Что станет с оставшимися жителями, учитывая их желание не уезжать, власти не уточняют.

В соседнем опустевшем поселке Сиргала еще меньше жителей, по словам мужчины, единственного, кого удалось найти журналисту всего человек десять. Представляться собеседник Rus.nra.lv отказался, заявив, что его и так все знают, а новые знакомства ему ни к чему.

В этом доме в поселке Сиргала живет один человек / Дмитрий Федоткин для Rus.nra.lv

Летом в поселок возвращаются некоторые местные на свои огородики, разбитые недалеко от домов. Тишина. В окнах видны занавески, во дворе лежит ковер, как будто кто-то выбивал пыль, да забежал домой, вспомнив про готовящийся суп на плите, и вот-вот вернется. Но нет, никто не вернется. Ни за ковром, ни за старым проржавевшим велосипедом, ни за игрушками, валяющимися около подъездов. Может, только кто-то из той десятки местных обитателей поселка-призрака спустится за бутылкой недопитой водки она стоит на скамейке, с солеными огурчиками рядом.

во дворе дома в поселке Сиргала / Дмитрий Федоткин для Rus.nra.lv

Один дом ремонтирует методистская церковь. Осенью там появится центр реабилитации для алкоголиков.

Рядом с поселками минобороны Эстонии планирует расширить учебный полигон Сиргала эта новость появилась в медиа в феврале. Если все пойдет как задумано, то оба поселка окажутся в ограничительной двухкилометровой зоне, где во время учений будет шумно. В связи с чем министерство не рекомендует строить дома в этой местности. Кроме того, для полигона вырубят часть лесов, которым так радуются оставшиеся жители Вийвиконна.

поселок Сиргала / Дмитрий Федоткин для Rus.nra.lv

Тем не менее в местном самоуправлении планируют, что землю после сноса домов в Вийвиконна будут продавать под частную застройку за небольшие деньги. За большие не купят: инфраструктуры в поселках нет. Впрочем, работают современные фонари их установили на деньги европейских фондов. Но в Сиргала стоят пятиэтажные хрущевки. Сносить их дороже. И по количеству их больше, чем в Вийвиконна. Так что, сколько снесут и насколько по времени растянется этот процесс, руководство местного самоуправления сказать не может.

Это первый материал Rus.nra.lv о жизни в Ида-Вирумаа. Второй мы опубликуем на следующей неделе.