Среда, 8 мая
Рига +7°
Таллинн +6°
Вильнюс +8°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Депутат Сейма Латвии угрожает торговой сети Rimi государственными санкциями

© Dmitrijs SUĻŽICS, F64 Photo Agency

В среду представителям крупнейшей в Латвии торговой сети Rimi пришлось отвечать, почему в их магазинах такие высокие цены.

На парламентской Комиссии по запросам депутаты Сейма обсудили проблемы роста цен на продукты в целом, его причины и поиск возможного выхода из ситуации. По окончании заседания председатель комиссии Хосам Абу Мери заявил, что полгода спустя после снижения цен на энергоносители должны были «чувствительно» снизиться и цены на продукты питания. Но этого так и не случилось. «Остался также неотвеченным вопрос о разнице цен на продукты в странах Балтии», — заявил он.

Председатель парламентской комиссии заявил о необходимости со стороны министерства экономики, а при необходимости Сейма и правительства, регулярного мониторинга цен от производителя до магазинных полок. Это возможно в случае, если обещанное торговцами и производителями снижение цен не произойдет к осени.

Его сопартиец, депутат Сейма Латвии Гатис Лиепиньш пошел дальше. В своем аккаунте в социальной сети Twitter он начал буквально угрожать известной торговой сети Rimi «государственными санкциями».

«Представитель сети супермаркетов Rimi Latvija не смог ответить сегодня на заседании Комиссии по запросу о повышении цен на продукты питания о том, как возможны такие ценовые аномалии между одними и теми же товарами. Если крупные сети сами не снизят цены, государству придется ввести санкции, как это сегодня делает Франция», — заявил депутат Сейма Латвии от коалиционной партии «Новое Единство». Он пояснил, что предлагает гибридные меры, включающие публичный мониторинг цен и налоговые стимулы.

В комментарии Rus.nra.lv Лиепиньш подчеркнул, что комиссия пришла к выводу, что оснований для дальнейшего роста цен на продукты питания нет.

«Министерство экономики полностью согласилось с этим. Латвийская ассоциация торговцев продуктами питания и представитель компании Rimi выразили мнение, что рост цен на продукты питания происходит в том числе и за счет прибыли Rimi. Сейчас заметно, что большинство поставщиков и производителей не готовы снижать цены», — считает Лиепиньш.

Депутаты Сейма ждут выводов Совета по конкуренции, который изучает формирование цен на каждом этапе и должен определить, насколько велико увеличение и насколько активные действия со стороны государства будут необходимы. Если через некоторое время ситуация не улучшится и появятся признаки искусственного роста цен, то ответственные министерства и ведомства должны будут определить, какие санкции применить, будь то в виде налоговой политики или других мер.

Латвийские парламентарии руководствуются европейским опытом в сфере регулирования цен на продукты. Так, крупные торговые сети Франции уже ввели ограничение цен на сотни наименований товаров, в том числе и на свежие овощи. Власти страны заключили об этом соглашение с ритейлерами на ближайшие три месяца. Со следующего месяца французские покупатели должны платить меньше за продукты питания, заявил 9 июня министр финансов Брюно Ле Мэр после того, как заручился обязательством 75 продовольственных компаний, включая Unilever, снизить цены на сотни продуктов питания. Ранее французский чиновник угрожал вернуть сверхприбыль торговцев продуктами через специальный налог. После заключения соглашения он пообещал проверки и санкции для нарушителей.

Высокие цены на продовольствие вызывают озабоченность у европейских правительств, от Великобритании до Италии, но Франция наиболее агрессивно выступала за снижение цен. В Венгрии премьер-министр Виктор Орбан также ввел обязательное снижение цен на некоторые основные продукты питания.

Хотя темпы роста цен на продукты питания в еврозоне замедляются, он является основным фактором, поддерживающим инфляцию на высоком уровне. Европейский центральный банк заявил, что высокая маржа корпоративной прибыли также является инфляционным риском. Инфляция в еврозоне в мае снизилась больше, чем ожидалось, но все еще более чем в три раза превышает целевой показатель ЕЦБ в 2%.