Понедельник, 20 мая
Рига +19°
Таллинн +14°
Вильнюс +19°
kontekst.lv
arrow_right_alt Интервью

«Люди всегда все делают в последний момент». Глава УДГМ — о 25 тысячах россиян, желающих продлить вид на жительство

© F64

О рисках депортации для бывших граждан и неграждан Латвии, о негативных и позитивных решениях о предоставлении постоянных ВНЖ, о кадровом голоде и времени, когда закончатся очереди в Управлении по делам гражданства и миграции, rus.nra.lv рассказала глава УДГМ Майра Розе.

В сентябре 2022 года Сейм Латвии принял поправки к закону «Об иммиграции». Согласно этому документу люди, которые отказались от латвийского паспорта ради российского, должны подтвердить свое знание госязыка до 1 сентября 2023 года. В ином случае они лишатся постоянного вида на жительство (ПВНЖ).

Позже Сейм принял поправки, по которым срок действия видов на жительство увеличится до 31 декабря, если их обладатели вовремя сдали экзамен по латышскому или готовятся пересдать его и своевременно подали документы в УДГМ. О том, как сейчас выдают виды на жительство, узнал портал rus.nra.lv.

Сколько заявлений на получение постоянного вида на жительство подали в управление бывшие граждане и неграждане Латвии?

На настоящий момент мы получили больше чем 4000 заявлений.

Под действие поправок подпадают больше 20 тысяч граждан России. Понимаете ли вы логику тех, кто до сих пор не обратился в управление? На что такие резиденты Латвии рассчитывают?

Во-первых, общее количество граждан России, подпадающих под действие поправок к закону, — 25 316 человек, то есть на 5 тысяч больше, чем вы назвали. Как вы знаете, люди всегда все делают в последний момент. И если время еще есть, они не подают заявления, хотя это можно сделать. Письма с напоминанием о том, что нужно подать документы, мы разослали примерно 24 тысячам человек.

Как долго рассматривают одно заявление, и от чего зависит это время?

Закон устанавливает, что заявление для этой категории лиц мы можем рассматривать до одного года. Обычно заявление на получение постоянного вида на жительство мы рассматриваем 90 дней.

А если сотрудники управления не успеют рассмотреть документы в срок? Есть ли риск депортации?

Мы, конечно, будем делать все, чтобы рассмотреть поданные заявления вовремя. Но это зависит не только от нас, но и от других институций. И, конечно, если какое-то заявление не будет рассмотрено в срок по нашей вине, человек, подавший его, не пострадает. Он просто должен ожидать нашего решения.

Пенсии и социальных льгот такого человека не лишат?

Нет. Пока принимается решение, статус у него сохраняется.

Какие проверки проходят в управлении документы?

Обо всех проверках мы рассказывать не будем. Это разные проверки, поэтому надо подавать дополнительные документы — например, финансовые. Проводится и дополнительная проверка безопасности.

Как она проходит?

Эти вопросы надо задавать учреждениям безопасности. Но я думаю, что и они не будут отвечать на такие вопросы.

F64

Сколько отказов в предоставлении ПВНЖ уже оформило управление?

Их было лишь несколько, в основном из-за того, что не были поданы все документы.

И все же, вы можете назвать конкретную цифру?

Не могу сказать, что это были отказы. В 28 случаях по разным причинам было принято негативное решение. Это значит, что данное лицо не подало все документы, и мы не можем рассмотреть вопрос. Или само лицо отказывается от дальнейшего рассмотрения, так как понимает, что не получит постоянный вид на жительство и хочет получить временный. Случаи и причины разные.

А сколько положительных решений вы уже подготовили?

Примерно 800.

Могут ли граждане России после отказа подавать документы еще раз?

Часть так уже делает. Есть люди, которые поняли, что не смогут получить постоянный вид на жительство, и подают документы на временный. Или, например, у человека на момент подачи документов еще не было удостоверения о знании госязыка. Получив удостоверение, он подает документы еще раз. Каждый случай надо рассматривать отдельно.

Как выглядит отказ на получение ПВНЖ? Указывается ли там причина?

Каждое решение принимается в соответствии с законом «О статусе постоянного жителя Европейского союза» или «Об иммиграции». Оно соответствует всем требованиям административного процесса, в документе указывается и причина отказа, и возможность его оспорить.

Многие бывшие граждане и неграждане Латвии столкнулись с тем, что они подали документы, но ответ от управления им не пришел в срок.

Да, случаются опоздания, объем работы очень большой. Возможно, мы не получили всю информацию, необходимую, чтобы принять решение в установленный срок. Но в закон внесены изменения, и мы можем рассматривать заявления в течение года. Несмотря на это, мы будем по возможности быстрее рассматривать каждое дело.

На управление ложится огромная нагрузка. Способны ли вы в принципе обработать такое количество заявлений?

Всего в управлении работают 670 человек, и дополнительно созданы 48 штатных мест. К сожалению, нам удалось набрать на них только 25 человек. Объявлены конкурсы, и мы надеемся на отклик со стороны тех, кто хочет работать. Мы стараемся оптимизировать процессы и обращаемся к нынешним сотрудникам с просьбой работать дополнительно.

Откуда такой дефицит кадров?

Работа у нас очень сложная и интенсивная. И поскольку мы сейчас находимся на виду, можно заметить, как много мы делаем во всех сферах — работаем с украинцами и гражданами России, выдаем документы жителям Латвии.

У нас нельзя просто прийти в офис, спокойно что-то поделать, почитать закон и принять решение. Нет. У нас интенсивная работа, каждый день надо принимать много решений, оценивать много документов. Не все это выдерживают, у нас большая текучка кадров. Люди приходят, и через полтора месяца, когда они уже более или менее обучены, понимают, что не готовы трудиться так интенсивно.

Можно сказать, что вы оказались заложниками Сейма, который принял поправки к закону «Об иммиграции»?

Не скажу, что это так. Это наша работа. И если Сейм принял решение, мы его выполним. Конечно, это сложно и требует огромных ресурсов.

Настанет ли время, когда в УДГМ не будет очередей?

Трудно сказать. Если мы говорим об удостоверяющих личность документах, то осенью следующего года очереди сократятся. Раз в 10 лет большому количеству жителей Латвии надо менять документы, и пик пришелся на этот этап.

Если мы говорим о миграции, то тут многое зависит от геополитической ситуации. Сейчас мы выдаем карточки украинцам, что требует от управления больших ресурсов. Если 25 тысячам российских граждан надо оформить документы за год, а не за пять лет, это также требует трудозатрат. В 2028-2029 годах, когда надо будет опять регистрировать разрешения на пребывание, снова возникнет увеличение спроса. Объем нашей работы зависит и от различных политических инициатив — например, от того, станет ли привлекаться рабочая сила из-за рубежа.

Работа у управления будет всегда. И я не предполагаю, что она будет легкой. Надеюсь, что мы улучшим процессы и сделаем ситуацию легче и для клиентов, и для сотрудников.